Версия для слабовидящих

Информация Социальная сфера Администрация Официальные документы Прием обращений Градостроительство

Список избирателей


Список избирателей (06.09.2016)

Список избирателей: для чего он составляется? В день голосования по общему правилу бюллетени выдаются только гражданам, включенным в список избирателей (статья 64 Федерального закона «Об основных гарантиях…») на конкретном избирательном участке. Выдача открепительных удостоверений гражданам также возможна только в случае внесения в список избирателей. Таким образом,  список  избирателей  является  своего  рода  реестром граждан, обладающих активным избирательным правом, реализовать которое они могут на соответствующем избирательном участке. В Российской Федерации гражданин, обладающий избирательным правом, включается в список избирателей на участке по месту жительства автоматически, без необходимости каких-либо действий с его стороны.  При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Какие существуют основания для включения гражданина в список избирателей? В список избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, то есть все граждане, достигшие возраста 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, либо в случаях, установленных Федеральным законом – нахождение места пребывания гражданина на территории избирательного участка, а в день голосования – также предъявление гражданином открепительного удостоверения на соответствующем избирательном участке, если применение открепительных удостоверений на данных выборах предусмотрено законом. При этом, важно учитывать, что законодательство о выборах не предусматривает единых правил голосования с помощью открепительных удостоверений. Например, они не применяются на выборах в органы власти Самарской области (в том числе, на выборах депутатов Самарской Губернской Думы), но могут быть использованы для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, даже если эти выборы проходят одновременно. Федеральный закон закрепляет, что факт нахождения места жительства или места пребывания устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. В настоящее время данные функции осуществляют паспортно-визовые службы органов внутренних дел и Федеральная миграционная служба. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Что делать в случае обнаружения ошибки в списках избирателей? Для исправления ошибок в списках избирателей Федеральный закон «Об основных гарантиях…» предусматривает обязательность предоставления списков избирателей для ознакомления избирателей и для его уточнения. Предоставление списков избирателей осуществляется участковыми избирательными комиссиями за 10 дней до дня голосования (часть 15 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях…»). Граждане, обладающие активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении их в список избирателей либо об устранении ошибок и неточностей в сведениях о них. Решение об удовлетворении заявления избирателя и об устранении ошибки или неточности в списках избирателей принимается участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования – в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, либо избирательная комиссия принимает решение об отклонении заявления избирателя с указанием причин отклонения и вручением заверенной копии соответствующего решения заявителю. Закон не определяет, какие именно документы могут стать основанием для внесения изменений в список избирателей. Таким образом, в случае обнаружения неточности, гражданин вправе представить в участковую избирательную комиссию любой подтверждающий документ. Ориентироваться нужно, прежде всего, на паспорт гражданина как основной документ, удостоверяющий личность, а также иные документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, в участковую избирательную комиссию могут быть представлены документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния, военным комиссариатом, руководителем образовательного учреждения (об обучении избирателя по очной форме обучения и зарегистрированного по месту пребывания в общежитии), судом, избирательными комиссиями. Избирателям следует обратить внимание на то, что участковые избирательные комиссии обязаны проинформировать граждан (как правило, они распространяют именные приглашения на выборы), проживающих на территории соответствующего избирательного участка, о необходимости уточнения списков избирателей и об адресе местонахождения избирательной комиссии. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Может ли избиратель представить в участковую избирательную комиссию сведения о других избирателях для уточнения списка избирателей? Действующее законодательство не препятствует представлению сведений избирателями об иных избирателях в целях уточнения списка избирателей. Вместе с тем такое заявление в случае, если к нему не приложены подтверждающие документы (например, свидетельство о смерти в случае необходимости исключения гражданина из списка избирателей), подлежит проверке избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов, что может занять некоторое время. Изменения в список избирателей вносятся после получения избирательной комиссией подтверждения сведений, указанных другим избирателем от уполномоченных органов. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.

Дата создания: 06.09.2016 09:03

Дата последнего изменения: 06.09.2016 09:03